|
…актическую задачу в познавательную умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям; освоение межпредметных понятий. Предметные результаты
Предметные результаты для обучающихся начальной школы определены с учетом содержания учебных предметов. В новом стандарте начального общего образования кроме базовых требований к знаниям и умениям выпускника начальной школы по предметам выделен новый результат «Выпускник получит возможность научиться». Поэтому задания итогового контроля определяют зону актуального развития ученика («Ученик научится») и зону ближайшего развития («Ученик получит возможность научиться»). Образовательный процесс должен позволить научить младших школьников использованию знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях.
I. Требования к предметным результатам С учетом специфики конкретного учебного курса требования к предметным результатам включают: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования; умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования наследующей ступени; умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию; умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Раздел III.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МОУ «Харьковская СОШ» составлен в соответствии со ст. 9, 13, 14, 15, 32 Закона РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями на основе: - Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312; - Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые Приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24 декабря 2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010 г. № 1247 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 6.10.2009 г. № 373» (рег. № 19707 от 04.02.2011 г.); - приказа комитета по образованию администрации Волгоградской области от 18.04.2005 г. № 324 «О введении Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы общего образования»; - приказа комитета по образованию администрации Волгоградской области от 31.01.2006 г. № 81 «Об утверждении Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Волгоградской области для универсального обучения по программам общего образования»; - письма комитета по образованию администрации Волгоградской области от 31.01.2006 г. № 397 (Рекомендации по содержанию пояснительной записки к учебному плану общеобразовательного учреждения)
Учебный план МОУ «Харьковская СОШ» обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России решением Коллегии Минобразования России № 11/1 и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02». Учебный план на 2011-2012 учебный год предусматривает: 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов, обеспечивающий введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 1-х классах. Продолжительность учебного года: 1-е классы – не менее 33 учебных недель и 2-4 классы - не менее 34 учебных недель; продолжительность уроков- 40 минут.
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Каждый учебный предмет 1-4-го классов решает собственные задачи реализации содержания образования: 1. Русский язык (обучение грамоте) предусматривает обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции; во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в восстанавливающие буквы; в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях. 2. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметов в начальной школе, с помощью которого решаются не только узкопредметные задачи, но и общие задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир. Основная литературоведческая цель курса в начальной школе - формирование инструментария, необходимого и достаточного для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования. Основные идеи курса: формирование грамотных представлений учащихся о взаимосвязях мифов, фольклорных жанров и произведений авторской литературы; постепенное формирование базового понятия – понятия художественного образа; обучение младших школьников различать сначала жанры фольклора, затем – жанры литературы при условности жанровых границ и деления литературы на разные типы повествования; помощь младших школьникам в понимании и любви к поэзии, особенностям поэтической формы. 3. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. 4. Курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются: - в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - в развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; - в формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование); - в развитии приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка). 5. Окружающий мир предусматривает формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные задачи курса: - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта; - последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной и справочной литературой; - проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений; - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания; - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения; - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей. 6. Основы духовно-нравственной культуры народов России воспитывают способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формируют первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. 7. Предметная область «Искусство» включает два предмета «Изобразительное искусство, и «Музыка», развивает способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 8. Технология обеспечивает формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; способствует освоению конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора. Характерными особенностями являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей, при решении технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности при выполнении домашних обязанностей. 9. Программа по информатике изучается как отдельный учебный предмет за счет часов вариативного компонента со 2 класса. Модуль «Информатика и ИКТ» включается в образовательную область «Технология». Целью изучения информатики является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач: - учить школьников искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач; - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности; - дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, сформировать первичные навыки работы на компьютере; - дать представления об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства. 10. Физическая культура способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формированию первоначальных умений саморегуляции, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания достигается за счет введения практикума по физической культуре «Час подвижных игр».
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) и осуществляется в рамках системы дополнительного образования. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Перечень и характеристика учебно-методического комплекта Образовательной системы «Школа 2100», планируемого к использованию в 2011-2012 учебном году в 1 классе:
Раздел IV.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее - программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной о |